История акушерства и гинекологии в лицах

Содержание
  1. 1. История развития акушерства и гинекологии
  2. 23. Причины материнской смертности
  3. 28. Факторы риска
  4. 29. Меры по профилактике ПС
  5. 4) общую гинекологию (симптоматологию и диагностику гинекологических заболеваний, методы их терапии и профилактики);
  6. К оттовской школе принадлежал И. И. Яковлев (1896 — 1968), создавший новый методологический подход к изучению физиологии и патологии беременности и родов. Сторонник идей Н. Е. Введенского и А. А. Ухтомского, он одним из первых в мировой науке исследовал функции головного мозга при беременности и в родах, предложил физиологические методы обезболивания в биомеханизме родовой деятельности. Он обогатил представления о биомеханизме родов, роли плодного пузыря и околоплодных вод, создал оригинальную классификацию аномалий родовой деятельности.
  7. Так, даже в 1829 г. в России врач Баженов был отдан под суд лишь за гинекологическое исследование женщины, которое он провел в отсутствии повивальной бабки.

1. История развития акушерства и гинекологии

Система организации акушерскогинекологической помощи

Лекция №1 2013г.

«Заговора»

Бабки-повитухи – при трудных родах

Иностранные врачи

Русская баня – «потение облегчает роды», стремление к чистоте

Петр I – издает первые

законоположения о

деятельности бабок-повитух

Царствование Елизаветы – плановая подготовка акушерок

П.З. Кондоиди (1710-1760) – организатор здравоохранения

первый организовал преподавание акушерства в России

акушерские школы (инструкции для теоретического и практического

преподавания)

6 лет обучения

История акушерства и гинекологии в лицах

Нестор Максимович Амбодик-Максимович (1744-1812) – «отец русского

акушерсва»

первое русское руководство по акушерству

атлас «Искусство повивания или наука о бабичьем деле»

В.Ф.Снегирев (1847-1917)

гинекология, как отрасль русской медицинской науки

школа гинекологов, первая гинекологическая клиника

женщины-врачи

новатор в гинекологии

Великий труд «Маточные кровотечения»

престиж русского врача в России и за границей

Снегирев В.Ф.

Амбодик Н.М.

Кондоиди П.З.

А.Я. Крассовский

Первым произвел овариотомию и удаление матки

История акушерства и гинекологии в лицах

Классификация форм узкого таза

Организовал первое акушерско-гинекологическое научное

общество (Питер 1887г.)

Первый журнал «акушерства и женских болезней» (1887г.)

Разработал показания для наложения акушерских щипцов

1821-1898г.

История акушерства и гинекологии в лицах

1900 и наши дни

М.С.Малиновский и Л.С. Персианинов – лидеры московской школы

• Организаторы отечественной системы родовспоможения

• Оперативное акушерство

• Обезболивание родов

• Патогенез и терапия позднего токсикоза

• Послеродовые заболевания

История акушерства и гинекологии в лицах

• Акушерский травматизм

• Физиология и патология сократительной деятельности матки

Г.М. Савельева, В.И. Кулаков, В.Н. Серов, В.И. Краснопольский

Создание перинатальной медицины (конец 60-х г.)

Применение интенсивных методов лечения и реанимации плода и

новорожденного.

Внедрение ЭКГ плода, УЗ сканирование, инвазивные м-ды диагностики

ЭКО (1986г. Москва)

Document

РАЗВИТИЕ

АКУШЕРСТВА И

ГИНЕКОЛОГИИ В

РОССИИ

• В России первые гинекологические отделения были открыты в

Петербурге (1842) и Москве (1875). Начало хирургическому

направлению в российской гинекологии положил Александр

Александрович Китер (1813-1879) – талантливый

ученик Н.И.Пирогова. В течение 10 лет (1848-1858) А.А.Китер

руководил кафедрой акушерства с учением о женских и детских

болезнях в Петербургской медико-хирургической академии; он

написал первый в России учебник по гинекологии “Руководство

к изучению женских болезней” (1858) и произвел первую в

стране успешную чрезвлагалищную операцию удаления матки,

пораженной раком (1842).

• Большой вклад в развитие оперативной гинекологии и

оперативного акушерства внес ученик А.А.Китера Антон

Яковлевич Крассовский (1821-1898). Он первым в России

произвел успешные операции овариотомии (овариэктомия) и

удаления матки и постоянно совершенствовал технику этих

оперативных вмешательств, предложил оригинальную

классификацию форм узкого таза, четко разделив понятия

“анатомически узкий таз” и “клинически узкий таз”, и

разработал показания для наложения акушерских щипцов,

12 недель беременности - Московский государственный

ограничив их неоправданное применение при узком тазе.

На базе Петербургской медико-хирургической академии

он впервые в России организовал широкую клиническую

подготовку акушеров-гинекологов, ввел систему

постдипломного усовершенствования в этой области. Его

“Курс практического акушерства” долгое время служил

основным руководством для отечественных акушеровгинекологов. А.Я.Крассовский организовал первое в

России Петербургское акушерско-гинекологическое

научное общество (1887) и первый в этой области “Журнал

Беременные

акушерства и женских болезней” (1887).

В вопросе организации акушерского образования в России особенно

большую роль следует отвести выдающемуся организатору

здравоохранения П. 3. Кондоиди (1710-1760). Он первый организовал

ПОДРОБНОСТИ:   Как красиво и быстро можно накрасить ногти дома

преподавание акушерства в России и правильно оценил всю важность

пороки развития - Детский нейрохирургический центр

организации акушерской помощи населению. Он, оценивая

специфические особенности госпитальных школ, которые имели

своим назначением подготовку военных лекарей, не решился ввести

преподавание в этих школах акушерства. Но так как потребность в

рациональной акушерской помощи к этому времени уже достаточно

назрела, П. 3. Кондоиди поставил вопрос об отдельной организации

акушерских школ, что и было им предложено в упомянутом выше

“Представлении” в Сенат. П. 3. Кондоиди дал подробную и точную

инструкцию для теоретического и практического преподавания,

установил точные сроки обучения и производства экзаменов.

Преподавательский персонал каждой школы должен был состоять из

“профессора бабичьего дела” и его помощника-лекаря,

именовавшегося акушером.

Методы гемафереза в акушерстве и гинекологии

Преподавание анатомии женского полового аппарата должно

было проводиться на трупах. К слушанию “лекционов” профессора

привлекались также и практикующие уже бабки, так как школы

имели целью подготовлять новых акушерок и усовершенствовать

знания старых. Кроме этих занятий, носивших теоретический

характер, должны были происходить и занятия практические, у

постели роженицы. Вести их должны были бабки, уже имевшие

право практики, которые с этой целью брали учениц с собой на

роды. Весь курс обучения укладывался в 6 лет. По истечении

первых 3 лет обучения поручалась самостоятельная практика, но

под наблюдением опытной бабки. Предполагалось, что школы

обеспечат кадрами акушерок не только крупные города, но и всю

страну.

Мероприятия П. 3. Кондоиди были продуманы очень детально, и

осуществление их в полной мере и в широком масштабе должно

было бы дать значительно больше, чем это было в условиях

дворянско-крепостнической России. Из-за недостатка

ассигнований “бабичьи” школы в Петербурге и Москве были

Подростковая беременность – это состояние беременности у

открыты только в 1757 г., когда правительство нашло возможным

отпускать на “бабичье дело” по 3000 рублей ежегодно каждой из

этих школ. При наборе учениц в школы встретились большие

трудности. Когда на основании утвержденного Сенатом указа была

произведена регистрация проживающих в Петербурге и Москве

бабок, то их оказалось в Петербурге 11, а в Москве – 4. Кроме того, в

Физиология беременности

Петербурге были 3 и в Москве – 1 бабка, которые могли

практиковать только под надзором более опытной. Таким образом,

на два крупных столичных города Российской империи оказалось

всего 19 женщин, имеющих ту или иную акушерскую

квалификацию. Это был весь резерв, из которого можно было

вербовать учениц. Но все же школы начали свою работу. Многие

родильницы, среди которых практиковали ученицы, были так

бедны, что не в состоянии были платить за самые необходимые

методы обследования в акушерстве май 2012 симуляционный

лекарства.

• П. 3. Кондоиди и в этом вопросе нашел некоторое разрешение.

По его представлению в 1759 г. Сенат принял решение, чтобы по

рецептам акушеров из столичных аптек отпускались бесплатно

для неимущих родильниц и новорожденных младенцев

необходимые лекарства и вещи за счет остаточных сумм,

определенных Сенатом для “бабичьего дела”.

Трудности подбора учениц и своеобразность преподавания в

школах тормозили подготовку численного роста акушерского

персонала. Так, за 20 лет работы Московской школы было

выпущено всего 35 повивальных бабок и из них только 5 человек

русских, все же остальные были иностранки. Новые же школы

сыграли известную роль в деле подготовки отечественных

кадров акушерок.

• Самым выдающимся представителем русского акушерства того

времени был Нестор Максимович Амбодик-Максимович (17441812) по достоинству названный “отцом русского акушерства”.

• Начиная с XIX века в России бурно началось развитие

акушерства. Великие ученые постоянно привносили свой вклад в

развитие этой медицинской дисциплины. Особенно хочется

отметить деятельность В.Ф.Снегирева. В честь него была названа

клиника Акушерства и Гинекологии Московской Медицинской

академии им. И.М.Сеченова.

В конце 70-х — начале 80-х годов XIX века прогресс в области

акушерства распространяется и на другие регионы России.

Благодаря деятельности земства возникают благоустроенные

родильные дома, приюты и школы для повивальных бабок.

ПОДРОБНОСТИ:   Как убрать папилломы в домашних условиях самостоятельно

Акушерские клиники русских университетов начинают давать

стране не только образованных специалистов-практиков, но и

научных исследователей. Создаются акушерско-гинекологические

общества, созываются съезды акушеров и гинекологов, выходят

специальные акушерские журналы. В это время в России

возникают специальные учреждения, имеющие целью

усовершенствование врачей в области акушерства и гинекологии.

С открытием Высших женских медицинских курсов русским

женщинам открылся доступ к полноправной врачебной

деятельности, в том числе в области акушерства.

• Развитие акушерства в России прошло длинный и трудный путь

от “интуитивного”, естественного, где жизнь и здоровье

рождающегося поколения во многом зависели от умения

деревенской бабки-повитухи, до полностью

регламентированного медикаментозно-механического,

считающего беременность болезнью, требующей врачебного

вмешательства, и не несущего никакой ответственности за исход

родов.

Акушерство стоит у истоков жизни каждого человека.

Доказано (С. Грофф), что то, КАК мы рожаем, во

многом определяет, КАКИМИ мы будем. Человек,

рожденный в атмосфере любви, гармонии,

естественных, “мягких”, нетравматичных родов, будет

нести в себе этот заряд гуманности, добра и здоровья,

передавая его будущим поколениям.

23. Причины материнской смертности

женщины, а в 70% – сочетание нескольких причин.

Среди всех смертей каждая 4-я умирает от акушерского кровотечения.

Смерть от экстрагенитальной патологии находится на втором месте.

(Сердечно-сосудистая заболевания ( пороки) лидируют).

Третье место занимает смерть от гестозов.

У первобеременных искусственно прерывается до 30% и растет.

Количество абортов в 2 раза больше чем количество родов.

На 1000 женщин приходится 100.3 аборта в России.

(Канада 10, Англия 14, Куба 140).

Отсутствие возможности дородовой диагностики коагулопатий

Страдает дородовая диагностика врожденных и наследственных

дефектов гемостаза.

Стертые формы геморрагического диатеза (усугубление в родах

анальгетиками)

Большая часть материнских смертей может быть предотвращена

(даже в бедных районах мира) за счет антенатального наблюдения и

оказание своевременной медицинской помощи беременным.

своевременно не выявляется генитальная патология

лечение гестозов не проводится или проводится не должным

образом и есть осложнения

нет своевременного разрешения

кровотечения, невосполненные по темпу, по объему, запоздалые

мероприятия по остановке кровотечения.

Недоношенность

Пороки развития

Инфекции

Гипоксия (асфиксия) в родах

Родовые травмы

Фетоплацентарная недостаточность

28. Факторы риска

Возраст матери;

Семейное положение;

Вредные условия труда матери;

Вредные привычки (курение, алкоголь);

Сопутствующая экстрагенитальная патология (заболевания кроме

относящихся к женским);

Количество предыдущих родов;

Масса плода;

Состояние плода при рождении и др.

29. Меры по профилактике ПС

Дородовая диагностика ЭГП, лечение и профилактика тяжелых

осложнений при беременности.

Этапность оказания медицинской помощи.

Обеспечение родоразрешения беременных с высоким риском

МС в родовспомогательных учреждениях высокого уровня.

Использование научных достижений

Предгравидарная подготовка с выделением группы риска

o Высокая квалификация врачей акушеров-гинекологов

o Хорошая материальная база акушерских стационаров

o Улучшение условий жизни и здоровья беременных

Учитывать «не управляемые» и «условно управляемые» факторы

(уклонение от наблюдения и лечения со стороны женщины, уровень

ее образования, неблагоприятные внутрисемейные отношения,

хроническая анемия и дефицит массы тела).

– санация родовых путей при инфекции

– своевременная постановка на учет в ЖК

– активная тактика ведения родов и раннее выявление дисфункции

СС и ДС

ПС – это смерть плода после 22 недель (антенатальная)

смерть во время родов (интранатальная)

смерть новорожденного в первые 7 суток (168ч.)

(постнатальная)

МС – смертность до 1 года жизни.

Показатель ПС – на 1000 родившихся. (‰)

ПС в России – 1999г. – 14,24

2001г.- 12,8

2011г.- 7,16

Колеблется от 8 до 50 промилле.

(Санкт-Петербург 16, Финляндия 8, Япония 6, Средняя Азия 120)

Система планировая семьи, профилактика абортов

Генетическое консультирование, 3-хкратный УЗИ скрининг

Дородовое консультирование

Совершенствование диагностики и лечения ВУИ

Совершенствование акушерской тактики

Создание Перинатальных центров

Использование современной техники

Повышение профессионального уровня персонала

4) общую гинекологию (симптоматологию и диагностику гинекологических заболеваний, методы их терапии и профилактики);

СРЕДИ РОДОРАЗРЕШАЮЩИХ ОПЕРАЦИЙ В США,

АНГЛИИ, ФРАНЦИИ И РОССИИ НА ВТОРОМ МЕСТЕ

ПОСЛЕ КЕСАРЕВА СЕЧЕНИЯ НАХОДИТСЯ ОПЕРАЦИЯ

ПОДРОБНОСТИ:   Четыре жены Сергея Шнурова: музыкант всегда сам бросал женщин. Сергей Шнуров: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото Биография и личная жизнь Сергея Шнурова

НАЛОЖЕНИЯ АКУШЕРСКИХ ЩИПЦОВ.

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧАСТОТА НАЛОЖЕНИЯ

АКУШЕРСКИХ ЩИПЦОВ ЗА ПЕРИОД 1990—1995 ГГ.

СОСТАВЛЯЛА 0,56—0,40 %. ОТНОСИТЕЛЬНО

НЕВЫСОКИЙ ПРОЦЕНТ НАЛОЖЕНИЯ АКУШЕРСКИХ

ЩИПЦОВ ОБЪЯСНЯЕТСЯ ТЕМ, ЧТО ДАННАЯ ОПЕРАЦИЯ

БОЛЕЕ ТРАВМАТИЧНА ДЛЯ ПЛОДА, ЧЕМ СВОЕВРЕМЕННО

ПРОВЕДЕННОЕ КЕСАРЕВО СЕЧЕНИЕ.

Щипцы состоят из двух половин, называемых ветвями. Одна из

ветвей, которую захватывают левой рукой, предназначена для

введения в левую половину таза — она называется левой ветвью;

вторая ветвь называется правой. В каждой ветви различают три

части: ложку (cochlear), замок (pars juncture) и рукоятку

(manubrium). Щипцы имеют длину 35 см и массу около 500 г.

Ложка представляет собой пластинку, имеющую посередине широкий

вырез — окно — и закругленные ребра — верхнее и нижнее. Ложки

искривлены соответственно кривизне головки. Внутренние поверхности ложек

в сомкнутых щипцах плотно прилегают к головке плода вследствие

совпадения кривизны головки и ложек. Вогнутая изнутри (и выгнутая снаружи)

кривизна ложек называется головной кривизной.

Замок служит для соединения ветвей. Устройство замка неодинаково в

различных моделях щипцов. Замок в щипцах Симпсона—Феноменова

весьма прост: на левой ветви имеется выемка, в которую вставляется правая

ветвь, и ветви перекрещиваются. Существенной чертой является степень

подвижности соединяемых им ветвей: замок может быть свободно

подвижным (русские щипцы), умеренно подвижным (английские шипцы),

почти неподвижным (немецкие щипцы) и вовсе неподвижным (французские

щипцы).

К оттовской школе принадлежал И. И. Яковлев (1896 — 1968), создавший новый методологический подход к изучению физиологии и патологии беременности и родов. Сторонник идей Н. Е. Введенского и А. А. Ухтомского, он одним из первых в мировой науке исследовал функции головного мозга при беременности и в родах, предложил физиологические методы обезболивания в биомеханизме родовой деятельности. Он обогатил представления о биомеханизме родов, роли плодного пузыря и околоплодных вод, создал оригинальную классификацию аномалий родовой деятельности.

акушерство гинекология медицинский российский

Так, даже в 1829 г. в России врач Баженов был отдан под суд лишь за гинекологическое исследование женщины, которое он провел в отсутствии повивальной бабки.

1920 году в стране было создано 197 консультаций, оказывавших

помощь беременным женщинам.

В 1925 году консультации для беременных были реорганизованы в

консультации для женщин, их функции значительно расширились.

Сейчас в нашей стране насчитывается более 10 300 женских

консультаций.

1. Прием и консультативная помощь гинекологических больных,

беременных и родильниц.

2. Оказание профилактической помощи.

3. Оказание лечебно-диагностической помощи.

4. Услуги по планированию семьи.

5. Оказание социальной помощи.

6. Обеспечение здоровья матери (как настоящей, так и будущей) и

ребенка.

7. Психологическая подготовка к родам.

8. Патронажное посещение беременных, родильниц и гинекологических больных.

Выездная ЖК

На сельском фельдшерско-акушерском пункте (ФАП) доврачебная

помощь – работа акушерки направлена, в основном, на ранее взятие

на учет и систематическое наблюдение беременных с целью

предупреждения осложнений беременности, проведения санитарнопросветительной работы.

Периодическое обследование женщин на ФАП осуществляют врачи

женской консультации РБ или ЦРБ.

Главная задача выездной ЖК – диспансерное наблюдение

беременных и оказание помощи больным с гинекологическими

заболеваниями.

Возглавляет его фельдшер

В штатное расписание входят акушерка, мед. сестра, зубной врач,

санитарка.

ФАП осуществляет амбулаторную помощь беременным женщинам и

гинекологическим больным.

ФАПы находятся в административном и консультативном

подчинении ЦРБ.

«Нужно чувствовать ту боль и мучения, которые испытывает

пациент, а также иметь желание помочь ему. Необходимы доброта

и долготерпение. Нужно постоянно овладевать новыми знаниями

об уходе за больными и по медицине» (Тадаши Хатано, Япония).

«В последние годы медсестрам нужно все больше и больше

профессиональных знаний. Поэтому необходимы желание учиться

и способность понимать изучаемый материал. Медсестрам также

приходится быстро принимать решения и уметь быстро

действовать, когда этого требует ситуация» (Кейко Каване,

Япония).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Beauty-Krasota.ru