Врач невролог – что он лечит у взрослых, с какими симптомами обращаться, чем занимается

Чем занимается невропатолог?

Невролог должен обладать высокими медицинскими знаниями из области неврологии, чтобы правильно диагностировать заболевание нервной системы и назначить максимально эффективное лечение с целью скорейшего выздоровления пациента.

Чем занимается невролог конкретно? Его задача – диагностировать болезнь, непосредственно связанную со сбоями в работе центральной и периферической нервной систем человека, и заняться ее лечением. К данного рода заболеваниям относятся различные отклонения в работе головного и спинного мозга, а также нервных сплетений.

Это невриты, невралгии, энцефалиты, эпилепсия, инсульты, опухоли и всевозможные нарушения кровообращения в мозге, а также другие заболевания. Чаще всего развитию недуга предшествуют изменения психического состояния пациента и его поведения.

В таких случаях к медицинскому обследованию должны быть привлечены другие специалисты – психиатр или психотерапевт, для установления точного диагноза заболевания. Нужно отметить, что невролог занимается исключительно диагностикой и последующим лечением болезней нервной системы, которые не связаны с нарушениями или изменениями в психике человека.

К неврологу обращаются пациенты, страдающие от болей в спине, шее, грудном отделе позвоночника, головных болей, приступов головокружения, а также имеющие симптомы ВСД, депрессии, навязчивых состояний, неврозов, перинатальной энцефалопатии, полинейропатии и т.п.

На приеме врач имеет возможность осуществить оценку функционального состояния нервной системы пациента, тем самым выявив какие-либо нарушения электрической активности разных отделов нервной системы организма.

Данные неврологических обследований обычно дополняются лабораторными результатами анализа крови, дающими возможность определить общее состояние здоровья пациента.

Наиболее частым симптомом, который является поводом для визита к неврологу, считается головная боль. Установлено, что 75 % всего населения нашей планеты периодически страдают от головной боли различной этиологии.

Нередко люди даже не пытаются понять истинные причины ее возникновения и бесконтрольно принимают анальгетики. Хронический характер головных болей чаще всего вызван стрессами, депрессией, разного рода гормональными нарушениями, сосудистыми изменениями в организме, атеросклерозом, болезнями опорно-двигательного аппарата.

Всего можно выделить около 50-ти заболеваний, связанных с основным, а порой и единственным симптомом – головной болью. Поэтому так важно вовремя установить причины ее возникновения, обратившись к опытному неврологу.

Нейрохирург – врач, чьей специализацией является хирургическое лечение различных неврологических заболеваний и патологий центральной нервной системы человека.

Чем занимается нейрохирург? В первую очередь, диагностированием и последующим хирургическим лечением болезней, связанных с нервной системой. Он осуществляет хирургические операции на спинном и головном мозге, позвоночнике, а также других органах, связанных с патологическими нарушениями в работе нервной системы.

Обычно нейрохирурги работают в тесном сотрудничестве с врачами-невропатологами. В послеоперационный период в обязанности нейрохирурга входит тщательное наблюдение за пациентом, принятие эффективных реабилитационных мер, а при необходимости – назначение дополнительного обследования и терапевтического лечения.

К наиболее распространенным в практике нейрохирургов относятся такие патологические состояния, как черепно-мозговые и позвоночные травмы различной этиологии, сотрясение (а также ушиб, сдавление, повреждения, грыжи) головного или спинного мозга, нарушения мозгового кровообращения, различные сосудистые аномалии и онкологические заболевания нервной системы и пр.

Нейрохирург осуществляет хирургические операции и назначает лечение пациентам, у которых имеются различные нарушения в работе органов нервной системы. От качества его работы зависит жизнь человека, особенно если дело касается сложных случаев, требующих немедленного хирургического вмешательства.

Какие заболевания лечит нейрохирург? Работа этого специалиста заключается в диагностике и назначении оптимального лечения разного рода заболеваний нервной системы, а также таких органов, как череп, позвоночник и мозг (спинной, головной).

Среди патологий, с которыми имеет дело этот врач, следует отметить врожденные дефекты в развитии черепной коробки и мозга, болезни спинного мозга и позвоночного столба, черепно-мозговые повреждения и травмы, онкологические заболевания органов нервной системы, а также болевые синдромы, которые связаны со сбоями в работе центрального и периферического типов нервной системы.

Исключительно нейрохирургами осуществляется лечение таких травм и заболеваний, как внутричерепные гематомы и переломы костей черепа, невралгия тройничного нерва, акромегалия, субдуральная эмпиема, плексопатия, внутрицеребральное кровоизлияние, глазные меланомы, нейрофиброматоз, сдавление спинного мозга.

Список можно продолжить такими недугами, как вестибулярный нейронит, опухоли гипофиза, постуральное головокружение, болезнь Меньера, злокачественные опухоли мозга, нейробластомы и ретинобластомы у взрослых и детей.

Среди наиболее распространенных заболеваний, лечение которых проводит нейрохирург, можно отметить остеохондрозы позвоночника, сотрясения мозга, нарушения мозгового кровообращения, сосудистые аномалии мозга, внутричерепные кровоизлияния, а также спинномозговые гематомы и ишемические инсульты.

При наблюдении симптомов, прямо или косвенно свидетельствующих о нарушениях работы ЦНС, человеку необходимо срочно обратиться к нейрохирургу. К таким симптомам, в частности, относятся частые головокружения и обмороки, внезапные приступы судорог и проявления гипертонии, головные боли, а также онемения и боли в конечностях или грудине.

Врач невролог - что он лечит у взрослых, с какими симптомами обращаться, чем занимается

Невропатолог занимается лечением заболеваний, связанных с нервной системой, которая разделена на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую (прочие нервы).

У каждого заболевания обычно имеются собственные, свойственные только ему симптомы. Самым распространенным симптомом, который сопровождает большинство заболеваний нервов и нервной системы, является боль. Обычно это головные боли, боли в шее, спине, конечностях.

Боль в шее является сигналом, который требует повышенного внимания. В первую очередь потому, что там проходит спинной мозг и имеется большое количество спинномозговых корешков, воспаление либо зажатие которых вызывает заболевание периферической нервной системы (радикулит).

Боли в пояснице, позвоночнике, грудном отделе могут возникать при остеохондрозах, радикулитах.

Боли в конечностях (руках и ногах) могут возникать по ряду причин. В данном случае в первую очередь следует обратиться к невропатологу. Так как это может быть связано с патологическими состояниями периферических нервов.

Особое внимание следует уделить мышечной слабости, что является очень важным симптомом. В данном случае, ослабла одна мышца на лице либо полностью рука значения не имеет, следует сразу обращаться за помощью специалиста, поскольку такое состояние указывает на тяжелое неврологическое заболевание.

Обычно врач ставит предварительный диагноз после первичного осмотра пациента. Основными причинами онемения конечностей или параличей нервов на лице являются невриты лицевого нерва, нейроинфекции, кровоизлияния, инсульты, наследственные заболевания либо злокачественные образования ЦНС, аутоиммунные заболевания.

Головокружения – основная причина, по которой необходима консультация невропатолога. На приеме специалист устанавливает имеющуюся патологию шейных сосудов или поражения определенных областей мозга.

trusted-source

Если появляется двоение в глазах, возникает косоглазие, проблемы со зрением – это срочный повод обратиться к невропатологу, все эти симптомы практически всегда указывают на органические поражения центральной нервной системы.

Опытный невролог всегда пытается услышать своего пациента, узнать все о жалобах, хорошо осмотреть его, начиная с походки и движений, заканчивая чертами лица, выяснить, не было ли схожих случаев у его близких родственников, и выслушать предположения больного о возможных причинах патологических нарушений.

Провоцирующими факторами могут выступать:

  • Инфекционные поражения главной системы грибками, бактериями, вирусами или другими паразитами;
  • Сосудистые нарушения, чаще всего это воспаления, тромбы или разрывы;
  • Хронические болезни, влияющие на центральный или периферический отдел НС;
  • Генетические аномалии и наследственные мутации;
  • Травмы, связанные с ушибом или повреждениями головы или спины, когда задеваются структуры мозга;
  • Некачественное вынашивание ребенка, когда мать в период беременности употребляет алкоголь, табак и/или наркотические вещества, не следит за своим здоровьем и плохо питается.

Какие заболевания лечит нейрохирург?

Неврологи Юсуповской больницы лечат пациентов с патологией центральной и периферической нервной системы. Заболевания проявляются параличами, утратой температурной, болевой, тактильной чувствительности, судорогами или расстройствами психического здоровья. К компетенции неврологов относятся следующие состояния:

  • головная боль;
  • эпилептические припадки;
  • нарушения сознания;
  • боли в спине;
  • травмы головы и позвоночника.

Неврологи Юсуповской больницы лечат следующие заболевания:

  • болезнь Паркинсона – демиелинизирующее заболевание, при котором замедляются движения, увеличивается тонус мышц, появляется тремор;
  • преходящие нарушения мозгового кровообращения, геморрагический и ишемический инсульт;
  • ишиас – неврит седалищного нерва, проявляющийся острой болью в области поясницы и крестца;
  • менингит – воспаление менингеальной оболочки спинного мозга;
  • миастению – генетическое заболевание, при наличии которого прогрессирует слабость мышц и патологическая утомляемость;
  • миелит – воспаление спинного мозга инфекционного происхождения;
  • мышечная дистрофия – дегенеративное заболевание, вызванное поражением волокон скелетных мышц.

Врачи клиники неврологии Юсуповской больницы лечат все заболевания нервной системы.

На приёме невролог обследует пациентов, сначала врач собирает анамнез и выясняет обстоятельства заболевания или травмы. Если пациент затрудняется ответить на вопросы, невролог получает необходимые сведения от родственников или сопровождающих лиц. Он выявляет нарушения сознания, речи, двигательной активности.

После этого невролог проводит внешний осмотр пациента. Во время осмотра можно выявить асимметрию лица, тремор, паралич. При помощи сжимания руки проверяется сила мышц конечности (при наличии неврологической патологии она может быть сниженной на одной стороне).

Невролог проводит исследование рефлексов (менингеальных, зрачковых, сухожильных (со сгибателей и разгибателей), надкостничных, а также кожных и со слизистых оболочек). Сухожильные рефлексы проверяют путём нанесения короткого удара специальным молоточком в области сухожилия искомой мышцы.

Выделяют следующие виды рефлексов со слизистых оболочек:

  • нёбный (при прикосновении к слизистой нёба оно подтягивается;
  • глоточный (воздействие на слизистую оболочку глотки провоцирует глотательное движение);
  • роговичный (веки смыкаются при дотрагивании до роговичной оболочки глаза); анальный (при покалывании кожи около анального отверстия сфинктер рефлекторно сокращается).

Проверку кожных рефлексов проводят путём раздражения кожи каким-либо предметом. В результате возникает локальное сокращение мышц. Различают следующие кожные рефлексы:

  • брюшные – в ответ на быстрые движения ручки неврологического молоточка по коже живота происходит сокращение прямых и косых абдоминальных мышц;
  • подошвенный рефлекс проявляется пальцев ног при воздействии на кожу стопы;
  • кремастерный – при воздействии на кожу внутренней стороны бедра яичко подтягивается вверх.

Прикладывая к коже пациента пробирки, наполненные водой разной температуры, невролог проверяет поверхностную температурную чувствительность. Для того чтобы определить болевую чувствительность, врач проводит лёгкое покалывания кожи иглой.

Что делает невролог дальше? Он изучает глубокую чувствительность. Для того чтобы исследовать глубокое мышечно-суставное чувство, производит пассивные движения в различных суставах тела обследуемого. Врач обращается внимание на то, может ли пациент объяснить, какие движения были выполнены.

Следующим этапом неврологического обследования является исследование сложной (комбинированной) чувствительности. Невролог проверяет чувство координации, локализации, координации, способность воспроизводить графические символы, «нарисованные» тупым предметом на коже.

Далее переходит к исследованию функций мозжечка. Невролог на приёме проверяет устойчивость в позе Ромберга, проводит пальценосовую пробу. Также выполняется проба на диадохокинез. В положении стоя с закрытыми глазами пациента, просят вращать в разные стороны кисти.

При наличии органического поражения мозжечка движения будут более размашистыми на одной стороне. Пяточно-коленная проба заключается в том, что пациент, лёжа на спине, прикасается пяткой одной ноги к колену на противоположной нижней конечности.

Его компетенция распространяется на любого рода неврологические расстройства. Их насчитывается огромное количество, и для каждого из них есть характерная симптоматика, способствующие причины, предрасполагающие факторы, а также вероятные осложнения.

Зачастую, заболевание нервной системы можно охарактеризовать возникшим параличом, психическими срывами, судорогами и потерей всякой чувствительности. Наиболее распространенные состояния, подлежащие лечению у невролога, это:

  • Мигрень – приступы сильной головной боли. Отмечается, что порядка 70% населения Земли в большей или меньшей степени страдает от этого явления;
  • Нервный тик – мышечные сокращения на лице, повторяющиеся с определенной частотой;
  • Тремор – дрожание пальцев и кистей рук;
  • Паралич – наиболее известен паралич Белла, который поражает нерв с одной стороны лица;
  • Остеохондроз – на фоне дистрофических изменений в хрящах позвоночника, могут защемляться нервные окончания;
  • Межпозвоночная грыжа – аналогичная ситуация, связанная с близостью позвоночных дисков со спинным мозгом и его отростками;
  • Радикулит – болезнь, при которой воспаляются нервные корешки в области позвоночника;
  • Эпилепсия – относится к серьезному заболеванию ЦНС, носящему хронический характер, и проявляющемуся припадками, потерей сознания и судорогами;
  • Инсульт – в результате этого острого нарушения, мозг может недостаточно снабжаться кровью, из-за чего развивается паралич;
  • Последствия травм черепа и спины;
  • Болезнь Паркинсона и болезнь Альцгеймера – возникает из-за активной гибели нейронов, что влечет за собой необратимые последствия для нервной системы и психики.

Это не весь список патологий, а основной перечень того, что невролог лечит у взрослых.

Многоопытный невропатолог организовывает лечение заболеваний. В сферу компетенции специалиста входит лечение:

  • Арахноидита. Сопровождается шумом в ушах, нарушением работы зрительной системы, судорогами, головными болями, обусловленными отравлением паутинной оболочки мозга, травмами, инфекциями.
  • Болезни Паркинсона, сопровождаемой увеличением мышечного тонуса, двигательной заторможенностью, дрожью в состоянии покоя.
  • Болезни Альцгеймера, проявляющейся нарушением личностной идентификации, расстройствами эмоций, памяти, мышления, психических функций, ослаблением мышечной силы, чувства равновесия.
  • Бессонницы.
  • Внутричерепной гипертензии (давления), гидроцефалии.
  • Мигрени, головной боли (сдавливающей, монотонной, сильной, кластерной), обусловленной, стрессами, перенапряжением.
  • Эпилепсии.
  • Менингита.
  • Инсульта.
  • Хронических нарушений мозгового кровообращения.
  • Энцефалита.
  • Энцефалопатии.
  • Невритов (воспалений периферических нервов, сопровождаемых острыми болями).
  • Нейропатии, невралгии.
  • Вегетососудистой дистонии.
  • Остеохондроза.
  • Люмбаго.
  • Миастении (патологической мышечной утомляемости, слабости).
  • Миелита (инфекционного поражения спинного мозга).
  • Грыж межпозвонковых дисков.
  • Опухолевых образований, поражающих позвоночник, головной мозг.
  • Миопатии, вызываемой поражением мышечных волокон.
  • Полиомиелита, характеризующегося повышенным риском паралича.
  • Рассеянного склероза, при котором происходит разрушение центральной нервной системы.
  • Туннельного синдрома.
  • Болезни Виллиса (синдрома беспокойных ног).
  • Рассеянности внимания.
  • Травматических осложнений.
  • Синдрома хронической усталости.
  • Экстрапирамидных расстройств.
  • Детского церебрального паралича.
  • Врожденных черепных и позвоночных аномалий.
  • Отставания в физическом и умственном развитии неврологического характера.
  • Алкогольных поражений нервной системы.

Неврология прогрессирует медленно и сопровождается постепенно нарастающими симптомами. Терапия характеризуется максимальной эффективностью на начальных этапах развития, поэтому важно проконсультироваться с врачом при:

  • Внезапных головокружениях.
  • Частых головных болях, сопровождаемых тошнотой, рвотой, колебаниями давления.
  • Болях в конечностях, в шее, в спине, лицевых болях. Болевой синдром различной интенсивности – распространенная жалоба, с которой пациенты обращаются к врачу.
  • Шаткости походки.
  • Перманентных нарушениях работы зрительной системы.
  • Обмороках, судорожной симптоматике, дрожи в конечностях.
  • Замедлении двигательной реакции.
  • Ухудшении памяти, шуме в ушах.
  • Онемении, покалывании, фрагментном нарушении кожной чувствительности.
  • Постоянной мышечной слабости.
  • Синдроме хронической усталости.
  • Нарушении вкуса, изменении обоняния.
  • Разнообразных подтипах нарушений сна (постоянной сонливости, бессоннице, частых ночных пробуждениях).
  • Сердечной аритмии.
  • Метеозависимости.
  • Приступах страха, паники, тревожности, раздражительности, кажущихся внезапными (беспричинными).
ПОДРОБНОСТИ:   Антибиотики без рецепта при простуде у взрослых

При несвоевременном начале лечения, прогрессирующих запущенных формах недугов повышается риск для развития паралича, пареза, координационных, интеллектуальных, речевых нарушений, мышечной атрофии, инвалидности.

Первичный визит к врачу предусматривает анализ жалоб, сбор анамнеза (истории заболевания), оценку двигательной активности, визуальный осмотр, инструментальное, тактильное обследование.

  1. Изучаются черты лица, внешность для выявления асимметрии.
  2. Исследуется функционирование глазного нерва (пациент следит за перемещениями молоточка без поворотов головы).
  3. С помощью мимических упражнений проверяются рефлексы.
  4. Для оценки мышечного тонуса специалист просит пациента пожать ему руку, оказать сопротивление попытке согнуть руку.
  5. Молоточковыми ударами проверяются рефлексы конечностей.
  6. Воздействуя на кожные участки иголочкой, специалист оценивает поверхностные рефлексы.
  7. В ходе суставно-мышечного исследования пациент, закрыв глаза, выполняет определенные движения пальцами, руками.
  8. “Рисуя” символы на спине пациента, врач диагностирует состояние спинномозговых нервов.
  9. Тест Ромберга предназначен для проверки координации. Исходное положение: руки вытянуты вперед, ноги вместе, глаза закрыты. Пальцы рук поочередно подносятся к носу.

Что лечит врач невролог?

Для записи на прием к невропатологу достаточно посетить соответствующее медучреждение, согласовать время приема по телефону или выбрать день и час визита к специалисту, оформив заявку на сайте медицинского центра (при наличии веб-ресурса).

Врач невролог - что он лечит у взрослых, с какими симптомами обращаться, чем занимается

Если пациент обращается в государственную клинику, то предварительно может потребоваться консультация терапевта, который при наличии симптоматических предпосылок и жалоб выдаст направление к невропатологу.

Нервная система очень уязвима, негативно повлиять на её функции могут различные факторы, поэтому необходимо регулярно заниматься профилактикой неврологических патологий.

Как избежать нервных заболеваний:

  • вести активный образ жизни – длительные пешие прогулки, регулярные занятия спортом благотворно влияют на состояние сосудов, функции головного мозга;
  • отказаться от пагубных привычек – алкоголь, никотин, наркотические препараты разрушают нейронные связи в головном мозге, ухудшают эластичность сосудов;
  • правильно питаться, свести к минимуму потребление вредной пищи, крепкого чая, кофе;
  • исключить стрессы, освоить медитацию и другие расслабляющие нервную систему техники;
  • своевременно лечить все инфекционные заболевания.
Полноценный сон

Для профилактики нервных заболеваний нужен полноценный расслабленный сон в течении 8 часов

Полноценный 8-часовой ночной сон в хорошо проветренной комнате – один из лучших методов профилактики болезней нервной системы.

Неврологи рекомендуют спать на левом боку головой на восток. После пробуждения не следует резко вскакивать, лучше потянуться, полежать ещё спокойно 10–15 минут.

Стрессы, недосыпание, малоподвижный образ жизни, вредные привычки, авитаминоз – основные причины развития неврологических болезней. Скорректировать образ жизни намного проще и дешевле, нежели лечить патологии головного, спинного мозга.

Липиды миелина ПНС

Все липиды, обнаруженные в мозге крысы, присутствуют и в миелине, т. е. нет липидов, локализованных исключительно в немиелиновых структурах (за исключением специфического митохондриального липида дифосфатидилглицерола).

Врач невролог - что он лечит у взрослых, с какими симптомами обращаться, чем занимается

Цереброзид – наиболее типичный компонент миелина. За исключением самого раннего периода развития организма, концентрация цереброзида в мозге прямо пропорциональна количеству в нем миелина. Только 1/5 общего содержания галактолипидов в миелине встречается в сульфатированной форме. Цереброзиды и сульфатиды играют важную роль в обеспечении стабильности миелина.

Для миелина также характерен высокий уровень его главных липидов – холестерина, общих галактолипидов и содержащего этаноламин плазмалогена. Установлено, что до 70% холестерина мозга находится в миелине.

Поскольку почти половина белого вещества мозга может состоять из миелина, очевидно, что в мозге содержится наибольшее количество холестерина по сравнению с другими органами. Высокая концентрация холестерина в мозге, особенно в миелине, определяется основной функцией нейрональной ткани – генерировать и проводить нервные импульсы.

Фосфатидилхолин также является существенной составной частью миелина, хотя сфингомиелин содержится в относительно незначительном количестве.

Липидный состав как серого вещества, так и белого вещества мозга отчетливо отличается от такового у миелина. Состав миелина мозга всех изученных видов млекопитающих почти одинаков; имеют место лишь незначительные различия (например, миелин крысы имеет меньше сфингомиелина, чем миелин быка или человека).

Невролог

Существуют некоторые вариации и в зависимости от локализации миелина, например миелин, изолированный из спинного мозга, имеет более высокое значение отношения липида к белку, чем миелин из головного мозга.

В состав миелина входят также полифосфатидилинозиты, из которых трифосфоинозитид составляет от 4 до 6% общего фосфора миелина, а дифосфоинозитид- от 1 до 1,5%. Минорные компоненты миелина включают по крайней мере три эфира цереброзида и два липида на основе глицерина;

в составе миелина также присутствуют некоторые длинноцепочечные алканы. Миелин млекопитающих содержит от 0,1 до 0,3% ганглиозидов. В миелине содержится больше моносиалоганглиозида вМ1 по сравнению с тем, что обнаруживается в мембранах мозга.

Липиды миелина периферической и центральной нервной системы качественно подобны, но между ними есть количественные различия. Миелин ПНС содержит меньше цереброзидов и сульфатидов и значительно больше сфингомиелина, чем миелин ЦНС.

Интересно отметить наличие ганглиозида ОМр характерного для миелина ПНС некоторых организмов. Различия в составе липидов миелина центральной и периферической нервной системы не столь существенны, как их различия по белковому составу.

Белковый состав миелина ЦНС более прост, чем других мембран мозга, и представлен главным образом протеолипидами и основными белками, которые составляют 60-80% от общего количества. Гликопротеины присутствуют в гораздо меньших количествах. Миелин центральной нервной системы содержит уникальные белки.

Врач невролог - что он лечит у взрослых, с какими симптомами обращаться, чем занимается

Для миелина ЦНС человека характерно количественное превалирование двух белков: положительно заряженного катионного белка миелина (myelin basic protein, МВР) и протеолипида миелина (myelin proteolipid protein, PLP). Эти белки – главные составные части миелина ЦНС всех млекопитающих.

Миелиновый протеолипид PLP (proteolipid protein), также известный как белок Фолча, имеет способность растворяться в органических растворителях. Молекулярная масса PLP составляет приблизительно 30 кДа (Да – дальтон).

Его аминокислотная последовательность чрезвычайно консервативна, молекула формирует несколько доменов. Молекула PLP включает три жирные кислоты, как правило, пальмитиновую, олеиновую и стеариновую, соединенные с аминокислотными радикалами эфирной связью.

Миелин ЦНС содержит несколько меньшие количества другого протеолипида – DM-20, названного так по его молекулярной массе (20 кДа). И анализ ДНК, и выяснение первичной структуры показали, что DM-20 образуется в результате отщепления 35 аминокислотных остатков от белка PLP.

В процессе развития DM-20 появляется раньше, чем PLP (в некоторых случаях даже до появления миелина); предполагают, что в дополнение к структурной роли в образовании миелина он может участвовать в дифференцировке олигодендроцитов.

Вопреки представлениям о том, что PLP необходим для формирования компактного мультиламеллярного миелина, процесс образования миелина у мышей, «нокаутированных» по PLP/DM-20, происходит лишь с незначительными отклонениями.

Врач невролог - что он лечит у взрослых, с какими симптомами обращаться, чем занимается

Однако у таких мышей уменьшена продолжительность жизни и нарушена общая подвижность. Напротив, естественно происходящие мутации в PLP, в том числе его повышенная экспрессия (normal PLP over-expression), имеют серьезные функциональные последствия.

Катионный белок миелина (МВР) привлекает внимание исследователей вследствие его антигенной природы – при введении животным он вызывает аутоиммунную реакцию, так называемый экспериментальный аллергический энцефаломиелит, который представляет собой модель тяжелого нейродегенеративного заболевания – рассеянного склероза.

Аминокислотная последовательность МВР у многих организмов высоко консервативна. МВР расположен на цитоплазматической стороне миелиновых мембран. Он имеет молекулярную массу 18,5 кДа и лишен признаков третичной структуры.

Этот основный белок обнаруживает микрогетерогенность при электрофорезе в щелочных условиях. Большинство исследованных млекопитающих содержали различные количества изоформ МБР, имеющих существенную общую часть аминокислотной последовательности.

Молекулярная масса МБР мышей и крыс – 14 кДа. МБР с малой молекулярной массой имеет такие же аминокислотные последовательности на N- и С-терминальных частях молекулы, как и остальной МБР, но отличается редукцией около 40 аминокислотных остатков.

Соотношение этих основных белков изменяется в процессе развития: зрелые крысы и мыши имеют больше МБР с молекулярной массой 14кДа, чем МБР с молекулярной массой 18 кДа. Две другие изоформы МБР, также обнаруживаемые во многих организмах, имеют молекулярную массу 21,5 и 17 кДа, соответственно.

При электрофоретическом разделении белков миелина выявляются белки с более высокой молекулярной массой. Их количество зависит от вида организма. Например, мышь и крыса могут содержать таких белков до 30% от общего количества.

Фермент 2′ 3′-циклический нуклеотид З’-фосфодиэстераза (CNP) составляет несколько процентов от общего содержания миелинового белка в клетках ЦНС. Это гораздо больше, чем в других типах клеток. Белок CNP – не главный компонент компактного миелина, он сконцентрирован лишь в определенных участках миелиновой оболочки, связанной с цитоплазмой олигодендроцита.

Белок локализован в цитоплазме, но часть его связана с цитоскелетом мембраны – F-актином и тубулином. Биологическая функция CNP может заключаться в регулировании структуры цитоскелета для ускорения процессов роста и дифференциации в олигодендроцитах.

Миелинассоциированный гликопротеин (MAG) – минорный в количественном отношении компонент очищенного миелина, имеет молекулярную массу 100 кДа, содержится в ЦНС в небольшом количестве (менее 1 % от общего белка).

MAG имеет единственный трансмембранный домен, который отделяет сильногликозилированную внеклеточную часть молекулы, составленную из пяти подобных иммуноглобулину доменов, от внутриклеточного домена. Его полная структура подобна белку адгезии нейрональной клетки (NCAM).

MAG не присутствует в компактном, мультиламеллярном миелине, но находится в периаксональных мембранах олигодендроцитов, образующих слои миелина. Напомним, что периаксональная мембрана олигодендроцита – наиболее близко расположена к плазматической мембране аксона, но тем не менее эти две мембраны не сливаются, а разделены экстраклеточной щелью.

Подобная особенность локализации MAG, а также то, что этот белок относится к иммуноглобулиновому суперсемейству, подтверждает участие его в процессах адгезии и передачи информации (сигналинга) между аксолеммой и миелинобразующими олигодендроцитами в процессе миелинизации.

Врач невролог - что он лечит у взрослых, с какими симптомами обращаться, чем занимается

Из других гликопротеинов белого вещества и миелина следует отметить минорный миелинолигодендроцитарный гликопротеин (Myelin-oligodendrocytic glycoprotein, MOG). MOG является трансмембранным белком, содержащим единственный иммуноглобулинподобный домен.

Малые количества характерных белков мембран могут быть идентифицированы в результате электрофореза на полиакриламидном геле (ПААГ) (например, тубулин). Электрофорез высокого разрешения демонстрирует наличие других незначительных полос белка; они могут быть связаны с присутствием ряда ферментов миелиновой оболочки.

Миелин ПНС содержит как некоторые уникальные белки, так и несколько общих с белками миелина ЦНС белков.

Р0 – главный белок миелина ПНС, имеет молекулярную массу 30 кДа, составляет более половины белков миелина ПНС. Интересно отметить, что хотя он отличается от PLP по аминокислотной последовательности, путям посттрансляционной модификации и структуре, тем не менее оба эти белка имеют одинаково важное значение для формирования структуры миелина ЦНС и ПНС.

Когда идти к неврологу?

Некоторые симптомы могут свидетельствовать о том, что консультация невролога со стороны пациента – дело не только не лишнее, но и крайне необходимое. Итак, когда обращаться к неврологу? Выделим эти симптомы:

  • мигрени, сильные и частые головные боли;
  • нарушения сна в виде частых пробуждений, бессонницы и прочего;
  • покалывание, онемение конечностей;
  • шум в ушах;
  • нарушения координации движений;
  • ухудшение памяти;
  • боли в спине;
  • расстройства сознания, обмороки, головокружения.

Перечисленные симптомы, несмотря на собственную обобщенность, не должны оставаться без внимания. При их появлении следует обратиться к неврологу либо к терапевту, посещение которого позволит определить нужного в конкретном случае специалиста.

Морфологическая структура синапса

Морфологически синапс представляет собой структуру из двух демиелинизированных образований – утолщенного синаптического окончания (синаптической бляшки ) на конце акцона и участка мембраны иннервируемой клетки, через синаптическую щель контактирующего с пресинаптической мембраной.

Механизм проведения возбуждения в электрическом синапсе аналогичен механизму проведения возбуждения в нервном волокне – ПД пресинаптических окончаний обеспечивает деполяризацию постсинаптической мембраны.

Такая передача возбуждения возможна благодаря особенностям строения синапсов этого типа – узкая (около 5 нм) синаптическая щель, большая площадь контакта мембран, наличие поперечных канальцев, соединяющих пресинаптическую и постсинаптическую мембраны и снижающих электрическое сопротивление в области контакта.

Наиболее распространены электрические синапсы у беспозвоночных и низших позвоночных. У млекопитающих они обнаружены в мезенцефальном ядре тройничного нерва между телами нейронов, в вестибулярном ядре Дейтерса между телами клеток и окончаниями аксона и между «шипика- ми» дендритов в нижней оливе. Электрические синапсы образуются между нервными клетками, однотипными по структуре и функциям.

Для электрической синаптической передачи характерно отсутствие синаптической задержки, проведение сигнала в обоих направлениях, независимость передачи сигнала от потенциала пресинаптической мембраны, устойчивость к изменениям концентрации Са2 , низкой температуре, некоторым фармакологическим воздействиям, а также слабая утомляемость, поскольку передача сигнала не требует значительных метаболических затрат.

В отличие от электрических синапсов с прямой передачей возбуждения, в значительно большем количестве в нервной системе позвоночных представлены химические синапсы (синапсы с непрямой передачей сигнала).

В химическом синапсе нервный импульс вызывает высвобождение из пресинаптических окончаний химического посредника – нейромедиатора, который диффундирует через синаптическую щель (шириной в 10-50 нм) и вступает во взаимодействие с белками-рецепторами постсинаптической мембраны, в результате чего генерируется постсинаптический потенциал.

Химическая передача обеспечивает одностороннее проведение сигнала и возможность его модуляции (усиление сигнала, а также конвергенция многих сигналов на одной постсинаптической клетке). Возможность модуляции в процессе передачи сигналов в синапсах химического типа обеспечивает формирование на их основе сложных физиологических функций (обучение, память и т.д.).

ПОДРОБНОСТИ:   Как и чем лечить воспаление придатков у женщин

К особенностям ультраструктуры химического синапса можно отнести широкую синаптическую щель, наличие в синаптической бляшке везикул, заполненных медиатором, при помощи которого передается сигнал, а в постсинаптической – многочисленных хемочувствительных каналов (в возбуждающем синапсе – для Na , в тормозном – для Сl).

Первый (так называемый асимметричный) характеризуется синаптической щелью шириной около 30 нм, сравнительно большой зоной контакта (1-2 мкм), значительным накоплением плотного матрикса под постсинаптической мембраной.

Прием невролога

В пресинаптической бляшке накапливаются большие везикулы (диаметр 30-60 нм). Химические синапсы второго подтипа имеют синаптическую щель Шириной около 20 нм, сравнительно небольшую зону контакта (менее 1 мкм), умеренно выраженные и симметричные уплотнения мембран.

Для них характерны небольшие везикулы (диаметр 10-30 нм). Первый подтип представлен, в основном, аксодендритными, возбуждающими (глутаматергическими), второй – аксосоматическими, тормозными (ГАМК-ергическими) синапсами.

Однако это деление достаточно условно, поскольку холинергические синапсы обнаруживают на электронных микрофотографиях светлые везикулы диаметром 20-40 нм, а моноаминергические (особенно с норадреналином) – большие плотные везикулы диаметром 50-90 нм.

Еще один принцип классификации синапсов – по веществу, используемому в качестве медиатора (холинергические, адренергические, пуринергические, пептидергические и т.д.). Несмотря на то что в последние годы было показано, что в одном окончании могут функционировать медиаторы различной природы, эта классификация синапсов до сих пор остается широко употребляемой.

Что смотрит невролог?

Посещая любого врача, естественно, любой из нас заинтересован в том, что именно делает этот врач и что именно он смотрит. Страхи ли или желание избежать неловких ситуаций – особенности переживаний являются личным делом каждого, однако и невролога не обходит стороной этот вопрос.

Сразу отметим, что чего-либо сверх специфического здесь нет. Так, консультация у невролога предполагает первичный осмотр пациента при сборе соответствующей определению его состояния информации, что мы, собственно, уже определили ранее.

Опрос подразумевает под собой стандартного типа вопросы относительно возраста и семейного положения, особенностей трудовой деятельности и прочего. Помимо этого также могут задаваться и вопросы более узкого масштаба, которые касаются выявления конкретной симптоматики неврологического заболевания, а также актуальности генетической предрасположенности в отношении последующего его развития.

Невролог также выслушивает конкретные жалобы со стороны пациента в отношении беспокоящих его симптомов и производит оценку общего состояния его нервной системы. Дополнительно, как мы также ранее выделили, могут быть назначены специфические методики исследования, относительно особенностей которых специалист уведомит пациента предварительно.

Ориентация

Исследование способности пациента ориентироваться в собственной личности, месте, времени и текущей ситуации проводят параллельно с оценкой состояния его сознания.

  • Ориентация в собственной личности: просят пациента назвать своё имя, адрес проживания, профессию, семейное положение.
  • Ориентация в месте: просят пациента сказать, где он сейчас находится (город, название медицинского учреждения, этаж) и каким образом прибыл сюда (транспортом, пешком).
  • Ориентация во времени: просят больного назвать текущую дату (число, месяц, год), день недели, время. Можно спросить дату ближайшего приближающегося либо прошедшего праздника.

Дальнейшее исследование психических функций пациента проводят в том случае, если установлено, что он находится в ясном сознании и способен понимать инструкции и задаваемые ему вопросы.

Лучшие Неврологи Москвы

Демидов Алексей Евгеньевич
Козловский Роман Андреевич
Шипилова Анна Владимировна
Мошану Александр Анатольевич
Локшина Оксана Борисовна
Родионов Дмитрий Александрович
Ливанов Александр Владимирович

все врачи (511)

Внимание

Под вниманием человека понимают как способность постигать множество аспектов стимулирующих воздействий в любой из моментов времени, так и неспецифический фактор обеспечения селективности, избирательности протекания всех психических процессов в целом.

Неврологи нередко обозначают этим термином способность фокусироваться на определённых сенсорных стимулах, выделяя их из числа прочих. Принято различать фиксацию внимания, переключение внимания с одного стимула на другой и поддержание внимания (необходимое для выполнения задания без признаков утомления). Эти процессы могут быть произвольными и непроизвольными.

Способность концентрировать и удерживать внимание грубо нарушается при состояниях острой спутанности сознания, в меньшей степени страдает при деменции и, как правило, не нарушается при очаговых поражениях головного мозга.

Концентрацию внимания проверяют, попросив пациента повторить серию цифр или в течение некоторого времени вычёркивать определённую букву, которая написана на листе бумаги в случайном чередовании с другими буквами (так называемая корректурная проба).

Рентген

В норме обследуемый правильно повторяет за исследователем 5-7 цифр и вычёркивает нужную букву без ошибок. Кроме того, для оценки внимания можно предложить пациенту посчитать до десяти в прямом и обратном порядке;

перечислить дни недели, месяцы года в прямом и обратном порядке; расположить буквы, составляющие слово «рыбка», в алфавитном порядке или произнести это слово по звукам в обратном порядке; сообщить, когда среди названных в случайном порядке звуков встречается требуемый, и т.д.

Память

Термином «память» обозначают процесс познавательной активности, в котором выделяют три компонента: приобретение и кодирование (запоминание) информации; её хранение (удержание, ретенция) и воспроизведение (извлечение).

В соответствии с концепцией временной организации памяти различают следующие её виды: непосредственная (мгновенная, сенсорная), кратковременная (рабочая) и долговременная.

  • Тесты, оценивающие непосредственную память, сходны с пробами для оценки внимания и включают немедленное воспроизведение пациентом серии цифр или слов, которые ранее обследуемый не заучивал. Например, просят его повторить вслед за врачом следующие серии цифр (произносить их следует медленно и чётко): 4-7-9, 5-8-2-1, 9-2-6-8-3, 7-5-1-9-4-6, 1-8-5-9-3-6-7, 9-3-8-2-5-1-4-7. Затем предлагают повторить серию цифр, называя их в порядке, обратном тому, в котором они назывались ранее. В норме здоровый взрослый со средним интеллектом способен без труда воспроизвести ряд из семи цифр в прямой последовательности и из пяти цифр в обратном порядке. Кроме того, можно предложить пациенту назвать три предмета, не связанных логически друг с другом (например, «стол-дорога-лампа»), и попросить сразу же повторить эти слова.
  • Для оценки кратковременной памяти исследуют способность пациента заучивать новый материал и вспоминать недавно заученную информацию. Проверяют вербальную и невербальную (зрительную) память с помощью следующих тестов.
    • Просят обследуемого перечислить, что он ел на завтрак.
    • Называют пациенту своё имя и отчество (если он не знал их ранее) и через некоторое время просят его повторить.
    • Называют пациенту три простых слова (например, обозначающих имя, время суток, предмет одежды) и сразу же просят повторить их. Если больной ошибся, попытки повторяют до тех пор, пока он не назовёт правильно все три слова (количество попыток регистрируют). Через 3 мин предлагают обследуемому вспомнить эти три слова.
    • Предлагают пациенту запомнить предложение. Медленно и чётко читают фразу вслух и просят больного повторить её. Если он ошибся, попытки повторяют до тех пор, пока пациент не справится с заданием. Количество попыток регистрируется. Можно также предложить больному воспроизводить короткие фразы, добавляемые врачом (пациент повторяет их вслух, начиная с первой, затем вторую и последующие, например: «Один особенный оригинал»; «Два добрых диких дикобраза»; «Три толстых тихих тарантула»; «Четыре черепахи чесали череп чудаку»; «Пять перепёлок приятно пели, плотно пообедав». Если пациент безошибочно повторил первые четыре фразы, то можно считать память хорошей.
    • Показывают больному рисунок, на котором изображено несколько предметов, и просят запомнить их; затем, убрав рисунок, предлагают перечислить эти предметы и отмечают количество ошибок. Можно также показать рисунок, изображающий ряд предметов, а затем попросить обследуемого найти эти предметы в другом наборе изображений.
  • Долговременную память оценивают, расспрашивая пациента об автобиографических, исторических, культурных событиях (конкретные вопросы зависят от предполагаемого уровня его образования). Например, можно предложить ему назвать дату и место его рождения; место учёбы; имя первой учительницы; дату женитьбы/замужества; имена родителей, супруга, детей и даты их дней рождений; имя президента страны; хорошо известные исторические даты (начало и окончание Великой Отечественной войны); названия крупных рек и городов России.

Счёт

Нарушение счёта и счётных операций, возникающее у больных с органическим поражением головного мозга, обозначают термином «акалькулия». Первичная (специфическая) акалькулия возникает в отсутствие других расстройств высших мозговых функций и проявляется нарушением представлений о числе, его внутреннем составе и разрядном строении.

Оценка счёта в клинической неврологической практике чаще всего ограничивается заданиями на выполнение арифметических действий и решение простых арифметических задач.

  • Серийный счёт: просят пациента выполнить серийное вычитание семи из 100 (вычесть семь из 100, затем последовательно вычитать семь из остатка ещё 3-5 раз) либо три из 30. Отмечают количество ошибок и время, необходимое пациенту для выполнения задания. Ошибки при выполнении теста могут наблюдаться не только при акалькулии, но и при расстройствах концентрации внимания, а также при апатии или депрессии.
  • Если у пациента выявлены нарушения когнитивных функций при решении упомянутых задач, ему предлагают простые задачи на сложение, вычитание, умножение, деление. Можно предложить решение и бытовых задач с арифметическими действиями: например, подсчитать, сколько можно купить груш на 10 рублей, если одна груша стоит 3 рубля, сколько при этом останется сдачи и т.п.

Способность к обобщениям и абстрагированию

Способность к сравнению, обобщению, абстрагированию, формированию суждений, планированию относится к так называемым «исполнительным» психическим функциям человека, связанным с произвольной регуляцией всех других сфер психической деятельности и поведения.

Различные нарушения исполнительных функций (например, импульсивность, ограниченность абстрактного мышления и др.) в мягкой форме возможны и у здоровых лиц, поэтому основное значение в диагностике придают не определению типа расстройств исполнительных функций, а оценке их выраженности.

В неврологической практике применяют лишь самые простые тесты для оценки исполнительных функций. При обследовании важно получить информацию о преморбидных особенностях больного. Пациенту предлагают объяснить смысл нескольких известных метафор и поговорок («золотые руки», «не плюй в колодец», «тише едешь – дальше будешь», «волчий аппетит», «пчела за данью полевой летит из кельи восковой» и т.п.

[8], [9], [10], [11]

Речь

При беседе с пациентом анализируют, как он понимает обращенную к нему речь (сенсорная часть речи) и воспроизводит её (моторная часть речи). Расстройства речи составляют одну из сложных проблем клинической неврологии, её исследуют не только неврологи, но и нейропсихологи, логопеды.

Речь может страдать относительно изолированно от других высших мозговых функций при очаговых поражениях головного мозга либо одновременно с другими нарушениями в когнитивной сфере при деменциях. Афазия – нарушение уже сформировавшейся речи, которое возникает при очаговых поражениях коры и прилежащей подкорковой области доминантного полушария (левого у правшей) и представляет собой системное расстройство различных форм речевой деятельности при сохранности элементарных форм слуха и движений речевого аппарата (то есть без пареза речевой мускулатуры – язычных, гортанных, дыхательных мышц).

Классическая моторная афазия (афазия Брока) возникает при поражении задних отделов нижней лобной извилины доминантного полушария, а сенсорная афазия (афазия Вернике) – при поражении средних и задних отделов верхней височной извилины доминантного полушария.

Что лечит невролог

При моторной афазии нарушаются все виды устной речи (спонтанная речь, повторение, автоматизированная речь), а также письмо, но понимание устной и письменной речи относительно сохранно. При сенсорной афазии Вернике страдает как понимание устной и письменной речи, так и собственная устная и письменная речь пациента.

В неврологической практике речевые расстройства диагностируют при оценке спонтанной и автоматизированной речи, повторения, называния объектов, понимания речи, чтения и письма. Эти исследования проводят у больных с нарушениями речи.

При обследовании больного важно определить доминантность его полушарий, то есть выяснить, правшой или левшой он является. Здесь можно упомянуть, что, по данным нейрофизиологов, левое полушарие обеспечивает функции абстрактного мышления, речи, логические и аналитические функции, опосредованные словом.

Люди, у которых превалируют функции левого полушария (праворукие), тяготеют к теории, целеустремлённы, способны прогнозировать события, двигательно активны. У пациентов с функциональным доминированием правого полушария головного мозга (леворуких) преобладают конкретное мышление, медлительность и неразговорчивость, склонность к созерцательности и воспоминаниям, эмоциональная окраска речи, музыкальный слух.

Для уточнения доминантности полушария используют следующие тесты: определение доминирующего глаза при бинокулярном зрении, складывание кистей в замок, определение силы сжатия в кулак динамометром, складывание рук на груди («поза Наполеона»), аплодирования, толчковой ноги и др.

У праворуких доминирующий глаз правый, большой палец правой руки при складывании кистей в замок оказывается сверху, правая кисть сильнее, она же более активна при аплодировании, при складывании рук на груди сверху оказывается правое предплечье, правая нога толчковая, а у леворуких всё наоборот. Нередко наблюдают сближение функциональных возможностей правой и левой руки (амбидекстрия).

  • Спонтанную речь начинают исследовать при знакомстве с больным, задавая ему вопросы: «Как Вас зовут?», «Кем Вы работаете?», «Что Вас беспокоит?» и др. Необходимо обратить внимание на следующие расстройства.
    • Изменения скорости и ритма речи, что проявляется в замедлении, прерывистости речи либо, напротив, в её ускорении и трудностях остановки.
    • Нарушения мелодичности речи (диспросодия): она может быть монотонной, невыразительной либо приобретает «псевдоиностранный» акцент.
    • Подавление речи (полное отсутствие речевой продукции и попыток к речевому общению).
    • Наличие автоматизмов («словесных эмболов») – часто, непроизвольно и неадекватно употребляемых простых слов или выражений (восклицания, приветствия, имена и т.д.), наиболее устойчивых к устранению.
  • Персеверации («застревание», повторение произнесённого уже слога или слова, возникающее при попытке вербального общения).
  • Затруднения в подборе слов при назывании предметов. Речь пациента нерешительна, изобилует паузами, содержит много описательных фраз и слов заместительного характера (типа «ну, как это там…»).
  • Парафазии, то есть ошибки в произнесении слов. Выделяют фонетические парафазии (неадекватная продукция фонем языка из-за упрощения артикулярных движений: например, вместо слова «магазин» больной произносит «зизимин»); литеральные парафазии (замена одних звуков другими, близкими по звучанию или месту возникновения, например «кочка» – «почка»); вербальные парафазии (замена одного слова в предложении другим, напоминающим его по смыслу).
  • Неологизмы (лингвистические образования, используемые больным как слова, хотя в языке, на котором он разговаривает, таких слов нет).
  • Аграмматизмы и параграмматизмы. Аграмматизмы – нарушение правил грамматики в предложении. Слова в предложении не согласуются друг с другом, синтаксические структуры (вспомогательные слова, союзы и др.) сокращаются и упрощаются, однако общий смысл передаваемого сообщения остаётся понятным. При параграмматизмах слова в предложении формально согласуются правильно, синтаксических структур достаточно, однако общий смысл предложения не отражает реальных взаимосвязей вещей и событий (например, «Сено сушит крестьян в июне»), в результате понять передаваемую информацию невозможно.
  • Эхолалия (спонтанное повторение произнесённых врачом слов или их сочетаний).
  • Для оценки автоматизированной речи пациенту предлагают сосчитать от одного до десяти, перечислить дни недели, месяцы и т.п.
    • Чтобы оценить способность к повторению речи, больного просят повторить вслед за врачом гласные и согласные звуки («а», «о», «и», «у», «б», «д», «к», «с» и т.д.), оппозиционные фонемы (губные – б/п, переднеязычные – т/д, з/с), слова («дом», «окно», «кошка»; «стон», «слон»; «полковник», «поклонник», «половник»; «кораблекрушение», «кооператив» и т.п.), серии слов («дом, лес, дуб»; «карандаш, хлеб, дерево»), фразы («Девочка пьёт чай»; «Мальчик играет»), скороговорки («На дворе трава, на траве дрова»).
    • Способность к называнию объектов оценивают после того, как пациент назовёт демонстрируемые ему предметы (часы, ручка, камертон, фонарик, лист бумаги, части тела).
  • Для оценки понимания устной речи применяют следующие тесты.
    • Понимание смысла слов: называют предмет (молоточек, окно, дверь) и просят больного указать его в помещении или на картинке.
    • Понимание устных инструкций: просят пациента выполнить последовательно одно-, двух- и трёхкомпонентные задания («Покажите мне Вашу левую руку», «Поднимите левую руку и прикоснитесь пальцами этой руки к правому уху», «Поднимите левую руку, прикоснитесь пальцами этой руки к правому уху, одновременно высуньте язык»). Инструкции не следует подкреплять мимикой и жестами. Оценивают правильность выполнения команд. Если у обследуемого возникают затруднения, повторяют инструкции, сопровождая их мимикой и жестами.
    • Понимание логико-грамматических структур: просят пациента выполнить ряд инструкций, содержащих конструкции родительного падежа, сравнительные и возвратные формы глаголов или пространственные наречия и предлоги: например, показать карандашом ключ, ключом – карандаш; положить книгу под тетрадь, тетрадь под книгу; показать, какой предмет более, а какой менее светлый; разъяснить, о ком говорится в выражении «мамина дочка» и «дочкина мама», и т.д.
  • Для оценки функции письма просят пациента (снабдив его ручкой и листом бумаги) написать своё имя и адрес, затем записать под диктовку несколько простых слов («кот», «дом»); предложение («Девочка и мальчик играют с собакой») и списать текст с напечатанного на бумаге образца. У пациентов с афазией в большинстве случаев страдает и письмо (то есть присутствует аграфия – утрата способности правильно писать при сохранении двигательной функции руки). Если пациент может писать, но не разговаривает, у него, скорее всего, мутизм, но не афазия. Мутизм может развиваться при самых разнообразных заболеваниях: при выраженной спастике, параличе голосовых связок, двустороннем поражении кортико-бульбарных трактов, а также возможен при психических заболеваниях (истерии, шизофрении).
  • Для оценки чтения больному предлагают прочитать абзац из книги или газеты либо прочитать и выполнить написанную на бумаге инструкцию (например, «Подойдите к двери, постучите в неё три раза, вернитесь обратно»), оценивая затем правильность её выполнения.
ПОДРОБНОСТИ:   Как вызвать месячные дюфастоном

Чем занимается невролог

Для неврологической диагностики большое значение имеет умение отличать моторную афазию от дизартрии, которая характерна для двусторонних поражений кортико-нуклеарных трактов или ядер черепных нервов бульбарной группы.

При дизартрии больные говорят всё, но произносят слова плохо, особенно трудны для артикуляции речевые звуки «р», «л», а также шипящие. Построение предложений и словарный запас не страдают. При моторной афазии нарушается построение фраз, слов, но в то же время артикуляция отдельных членораздельных звуков чёткая.

Афазия отличается и от алалии – недоразвития всех форм речевой деятельности, проявляющегося нарушением речи в детском возрасте. Ниже суммированы наиболее важные признаки различных афатических расстройств.

  • При моторной афазии больные в целом понимают чужую речь, но затрудняются в выборе слов для выражения своих мыслей и чувств. Их лексикон весьма беден, может ограничиваться лишь несколькими словами («слова-эмболы»). При разговоре больные допускают ошибки – литеральные и вербальные парафазии, стараются их исправить и нередко сердятся на себя за то, что им не удаётся правильно говорить.
  • Основные признаки сенсорной афазии включают затруднения при понимании чужой речи и плохой слуховой контроль собственной речи. Больные допускают много литеральных и вербальных парафазии (звуковых и словесных ошибок), не замечают их и сердятся на собеседника, который их не понимает. При выраженных формах сенсорной афазии пациенты обычно многоречивы, но их высказывания малопонятны для окружающих («речевой салат»). Для выявления сенсорной афазии можно использовать опыт Мари (больному дают три листка бумаги и предлагают один из них бросить на пол, другой положить на кровать или стол, а третий вернуть врачу) или Геда (обследуемому предлагают положить большую монету в маленький стаканчик, а маленькую – в большой; опыт можно усложнить, поставив четыре разных стакана, столько же разных по размеру монет и предложив пациенту разместить их).
  • При очагах на стыке височной, теменной и затылочной доли может возникнуть один из вариантов сенсорной афазии – так называемая семантическая афазия, при которой больным непонятен не смысл отдельных слов, а грамматические и семантические связи между ними. Такие пациенты не могут, например, различить выражения «брат отца» и «отец брата» или «кошка съела мышь» и «кошка съедена мышью».
  • Многие авторы выделяют ещё один вид афазии – амнестическую, при которой больные затрудняются назвать показываемые различные предметы, забывая их наименования, хотя в спонтанной речи могут пользоваться этими терминами. Обычно таким больным помогает, если им подсказать первый слог слова, обозначающего название показываемого предмета. Амнестические речевые расстройства возможны при разных видах афазий, но всё же чаще всего они возникают при поражениях височной доли или теменно-затылочного отдела. Амнестическую афазию следует отличать от более широкого понятия – амнезии, то есть расстройства памяти на ранее выработанные представления и понятия.

Праксис

Под праксисом понимают способность выполнять последовательные комплексы сознательных произвольных движений to совершать целенаправленные действия по выработанному индивидуальной практикой плану. Апраксия характеризуется утратой навыков, выработанных в процессе индивидуального опыта, сложных целенаправленных действий (бытовых, производственных, символической жестикуляции и др.

  • Моторная (кинетическая, эфферентная) апраксия проявляется тем, что нарушается последовательное переключение движений и возникают расстройства формирования двигательных звеньев, создающих основу двигательных навыков. Характерно расстройство плавности движений, «застревание» на отдельных фрагментах движений и действий (двигательные персеверации). Наблюдают при очаге в нижних отделах премоторной области лобной доли левого (у правшей) полушария (при поражении прецентральной извилины развивается центральный парез или паралич, при которых апраксию выявить невозможно). Для выявления моторной апраксий пациента просят выполнить тест «кулак-ребро-ладонь», то есть стукнуть по поверхности стола кулаком, затем ребром ладони, а затем ладонью с выпрямленными пальцами. Эту серию движений просят повторить в довольно быстром темпе. Пациент с поражением премоторной области лобной доли испытывает затруднения при выполнении такого задания (сбивается с последовательности движений, не может выполнить задание в быстром темпе).
  • Идеомоторная (кинестетическая, афферентная) апраксия возникает при поражении нижней теменной дольки в области надкраевой извилины, которую относят ко вторичным полям коры кинестетического анализатора. При этом рука не получает афферентных сигналов обратной связи и не в состоянии выполнить тонкие движения (вместе с тем очаг в области первичных полей постцентральной извилины вызывает грубое нарушение чувствительности и афферентный парез, при котором полностью теряется способность управлять противоположной рукой, но это расстройство к апраксий не относят). Апраксия проявляется нарушением тонких дифференцированных движений на противоположной очагу поражения стороне: рука не может принять позу, необходимую для выполнения произвольного движения, приспособиться к характеру предмета, которым выполняются заданные манипуляции (феномен «рука-лопата»). Характерны поиск необходимой позы и ошибки, особенно если отсутствует зрительный контроль. Кинестетическая апраксия выявляется при выполнении простых движений (как с реальными предметами, так и при имитации этих действий). Для её выявления следует попросить пациента высунуть язык, свистнуть, показать, как зажигают спичку (наливают воду в стакан, пользуются молотком, держат ручку, чтобы ею писать, и т.п.), набрать телефонный номер, причесать волосы. Можно также предложить ему закрыть глаза; складывают его пальцы в какую-либо простую фигуру (например, «коза»), затем разрушают эту фигуру и просят самостоятельно восстановить её.
  • Конструктивная апраксия (пространственная апраксия, апрактогнозия) проявляется нарушением координации совместных движений рук, затруднением при выполнении пространственно ориентированных действий (трудно застелить постель, одеться и т.д.). Чёткой разницы между выполнением движений с открытыми и закрытыми глазами не прослеживается. К этому типу расстройств относится и конструктивная апраксия, проявляющаяся в трудности конструирования целого из отдельных элементов. Пространственная апраксия возникает при локализации очага в зоне стыка теменной, височной и затылочной областей (в зоне угловой извилины теменной доли) коры левого (у правшей) или обоих полушарий головного мозга. При поражении этой зоны нарушается синтез зрительной, вестибулярной и кожно-кинестетической информации и ухудшается анализ координат действия. Тесты, выявляющие конструктивную апраксию, заключаются в копировании геометрических фигур, в изображении циферблата часов с расстановкой цифр и стрелок, в построении конструкций из кубиков. Пациента просят нарисовать трёхмерную геометрическую фигуру (например, куб); срисовать геометрическую фигуру; изобразить круг и расставить в нём цифры так, как на циферблате часов. Если больной справился с заданием, просят его расставить стрелки так, чтобы они показывали определённое время (например, «без четверти четыре»).
  • Регуляторная («префронтальная», идеаторная) апраксия включает нарушения произвольной регуляции деятельности, непосредственно касающейся двигательной сферы. Регуляторная апраксия проявляется в том, что нарушается выполнение сложных движений, включая выполнение серии простых действий, хотя каждое из них в отдельности больной может выполнить правильно. Сохраняется и способность к подражанию (пациент может повторить действия врача). В то же время обследуемый не способен составить план последовательных шагов, необходимых для выполнения сложного действия, и не в состоянии контролировать его выполнение. Наибольшие сложности представляет имитация действий с отсутствующими предметами. Так, например, пациент затрудняется показать, как размешивают сахар в стакане с чаем, как пользуются молотком, расчёской и др., тогда как все эти автоматические действия с реальными предметами он выполняет правильно. Начиная выполнять действие, больной переключается на случайные операции, застревая на фрагментах начатой деятельности. Характерны эхопраксия, персеверации и стереотипии. Пациентов также отличает излишняя импульсивность реакций. Регуляторная апраксия возникает при поражении префронтальной коры лобной доли доминантного полушария. Для её выявления больным предлагают достать спичку из спичечного коробка, зажечь её, затем потушить и положить обратно в коробок; открыть тюбик с зубной пастой, выдавить столбик пасты на зубную щётку, завинтить колпачок на тюбике с пастой.

Гнозис

Агнозия – расстройство узнавания объектов (предметов, лиц) при сохранности элементарных форм чувствительности, зрения, слуха. Различают несколько типов агнозии – зрительную, слуховую, обонятельную и др.

  • Оптико-пространственная агнозия представляет собой нарушение возможности воспринимать пространственные признаки окружающей среды и изображений объектов («дальше-ближе», «больше-меньше», «слева-справа», «сверху-снизу») и способности ориентироваться во внешнем трёхмерном пространстве. Развивается при поражении верхнетеменных или теменно-затылочных отделов обоих полушарий или правого полушария головного мозга. Для выявления этой формы агнозии пациенту предлагают нарисовать карту страны (в приблизительном варианте). Если он не может этого сделать, рисуют карту самостоятельно и просят отметить на ней месторасположение пяти крупных нехорошо известных городов. Можно также предложить пациенту описать путь от дома к больнице. Проявлением оптико-пространственной агнозии считают феномен игнорирования одной половины пространства (односторонняя зрительно-пространственная агнозия, односторонний пространственный неглект, гемипространственный неглект, гемипространственное сенсорное невнимание). Данный синдром проявляется в затруднении восприятия (игнорирование) информации, поступающей из одной полусферы окружающего пространства, при отсутствии у больного первичного сенсорного или двигательного дефицита, в том числе гемианопсии. Например, пациент ест только ту пищу, которая лежит на правой стороне тарелки. Феномен игнорирования связывают в основном с поражением теменной доли, хотя он возможен также при височной, лобной и подкорковой локализации патологического процесса. Наиболее распространён феномен игнорирования левой половины пространства при поражении правого полушария головного мозга. Для выявления синдрома игнорирования используют следующие тесты (необходимо подчеркнуть, что они применимы только при отсутствии у больного гемианопсии).
    • Пациенту дают тетрадный лист «в линейку» и просят разделить пополам каждую линию. При синдроме игнорирования правша поставит метки не на середине линий, а на расстоянии трёх четвертей от её левого края (то есть делит пополам лишь правую половину линий, игнорируя левую).
    • Больного просят прочитать абзац из книги. При наличии игнорирования он может прочесть лишь текст, расположенный на правой половине страницы.
  • Аутотопагнозия (асоматогнозия, агнозия схемы тела) – нарушение узнавания частей своего тела, их расположения по отношению друг к другу. Её вариантами считают пальцевую агнозию и нарушение распознавания правой и левой половин тела. Больной забывает надевать одежду на левые конечности, мыть левую сторону тела. Синдром чаще всего развивается при поражении верхне-теменных и теменно-затылочных областей одного (чаще правого) или обоих полушарий. Для выявления аутотопагнозии пациенту предлагают показать большой палец правой кисти, указательный палец левой кисти, дотронуться до левого уха правым указательным пальцем, указательным пальцем левой руки дотронуться до правой брови.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Beauty-Krasota.ru
Adblock detector